Менеджмент Case-Study

Блог по написанию и решению учебных и профессиональных кейсов.

Где разжиться "кейсом"?


Существует несколько способов заполучить "кейс", пригодный к использованию в учебном процессе. Во-первых, можно купить готовый "кейс". Это стоит недорого, например, один экземпляр "кейса", разработанного в Гарварде или Дардене, стоит всего $10. На Западе покупка и продажа подготовленных в бизнес-школах "кейсов" - это целая отрасль. Один только Гарвард производит около 700 "кейсов" в год. Полный же список "кейсов", которые можно приобрести для использования в учебном процессе у той же HBS, включает более 7.500 наименований. Существуют даже особые организации вроде European Case Clearing House, занимающиеся распространением "кейсов". В частности, ECCH объединяет около 340 различных участников, в числе которых бизнес-школы INSEAD, IESE, Лондонская бизнес-школа.
В России же рынок "кейсов" пока находится только в стадии формирования. По словам Константина Контора, главная сложность заключается в нежелании или неспособности бизнес-школ платить за "кейсы" большие деньги. Поэтому все норовят "стянуть" материал бесплатно - например, одолжить у знакомого, побывавшего в какой-нибудь западной бизнес-школе, сборник практических задач и деловых игр, сделать с него нужное количество ксерокопий и использовать их в своей преподавательской практике. К сожалению, этот способ очень распространен. И пока ситуация будет оставаться таковой, рынок в нормальной цивилизованной форме не сформируется.
Собственно, и писать "кейсы" у нас некому. В российских бизнес-школах в основном преподают теоретики - люди, имеющие отличную академическую подготовку, но совершенно не знакомые с реальной деловой средой. К тому же "кейсы" тоже надо уметь писать, это вам не сочинение в свободной форме. Специалистов, которые прошли соответствующую подготовку, в России - единицы.
Однако это вовсе не означает, что "кейсов", написанных по российской тематике не существует. Международный центр учебных материалов, созданный в рамках проекта "Национальный фонд подготовки кадров", уже собрал более 300 таких "кейсов". Выходят и учебные сборники деловых игр. В частности, в серии "Российский менеджмент" тиражом в 3.000 экземпляров вышел сборник "Учебные конкретные ситуации", содержащий сто "кейсов", написанных российскими авторами.
В 1998 году с очень полезной инициативой выступил Американский институт бизнеса и экономики (AIBEc). Он предложил провести первый Московский конкурс по разбору "кейсов" (Moscow Case Competition), в ходе которого состязались команды студентов нескольких вузов и бизнес-школ. Спонсорами состязания, привычного для западных бизнес-школ, выступили несколько крупных международных компаний. Первый конкурс проходил в двух номинациях - разбор "кейса" на английском и на русском языке.
В прошлом году успешно прошел II Московский конкурс по разбору ситуаций из бизнес-практики. По словам одного из его организаторов профессора Игоря Липсица, для конкурса удалось подобрать "кейсы" достаточно высокого уровня.
Так что "кейсы" у нас есть. Чем больше их будет, тем лучше для российского бизнес-образования. Поскольку, согласитесь, абсурдно в стране с такой выраженной национальной спецификой (и не только охоты, но и бизнеса) учиться по примерам, касающимся совсем другой реальности - и в налоговом, и в законодательном, и в организационном, и в человеческом плане. Остается только надеяться, что "кейсов" made in Russia, хороших и разных, будет становиться больше год от года.

Елена Маргвелашвили
журнал "Обучение за рубежом"

0 коммент.:

Отправить комментарий